04.12.2007

Искусство повседневной жизни. Часть I

"Итальянское чудо" – под таким названием в историю вошел феномен необычайного взлета популярности итальянского дизайна. Произошло это сразу после Второй мировой войны, когда разрушенная Европа в полном смысле слова возрождалась из пепла. В то время как большинство стран по крохам собирали уцелевшие в кровопролитной мясорубке атрибуты мирной довоенной жизни, Италия одной из первых осознала необходимость обеспечить страждущего и истосковавшегося по эстетике и комфорту обывателя необходимыми ему предметами обстановки. Все силы были сосредоточены на восстановлении легкой промышленности страны. И результат не замедлил проявиться. В ошеломляюще короткие сроки Италия заработала имидж, известность и успех; она ворвалась в летопись европейского дизайна, и итальянская мебель буквально в одночасье стала самой модной в мире. Впрочем, технология этого так называемого "чуда" достаточно хорошо изучена и вполне объяснима. В основе ее – высокое качество производства и имена самых известных и экстравагантных художников.

В 1961 году в Милане состоялся Первый международный мебельный салон, на котором авторитет итальянских производителей уже вряд ли мог у кого-то вызвать сомнение.
Однако причины сегодняшней столь высокой оценки бренда "мебель Италии" имеют и вполне объективные исторические корни. Помпезность древнего Рима, тяжеловатая, но такая пленительная роскошь Византии, барокко и классицизм времен правления Борджиа. Изящность моделей Челинни, богатство палитры и сюжетов Рафаэля ... Успех не мог быть случайным. В Италии отношение к мебели как к предмету высокого искусства культивировалось веками. Основа его, без сомнения, была заложена в эпоху Возрождения, когда страна оказалась в авангарде бурного процесса переосмысления прежних эстетических идеалов и создания новых форм, но не были забыты изобретения и новации в “малой архитектуре”, сделанные человечеством задолго до Ренессанса.

Никто не может точно сказать, когда человек придумал первый стул или первую кровать. Можно лишь предположить, что приспособление дикой неотесанной природы для ублажения человеческого тела началось очень и очень давно. В Древнем Египте и Месопотамии знали скамейки, табуреты, стулья, кресла, раскладные столы, игральные столики, кровати, кушетки и сундуки. Изготавливали их из дерева, а еще из тростника, пальмовых листьев, сухожилий и кожи. Появляются не только усложненные конструкции мебели – первый стул со спинкой, первая кровать, табурет с вогнутым для удобства сидением, но и основные стилистические приемы, узнаваемые в последующих стилях – ножки в виде звериных лап, элементы орнамента. Правда, в те далекие времена изогнутые формы получались в результате искусственного искривления ствола на корню в продолжении нескольких лет. Египет не богат лесом, дерево возили издалека, и ценилась оно высоко. Наряду с перламутром, слоновой костью, металлом и камнями древесина с красивой текстурой стала применяться для инкрустации. Так египтяне изобрели интарсию – инкрустацию дерева по дереву.
Хитроумные греки придумали более сложные соединения деталей, а древесину гнули уже с помощью пара. Со временем тяжелые стулья заменяются более изящными с серповидно изогнутыми ножками - клисмосом, популярным не только в античности, но и намного позже – в эпоху “ампир”. Появившийся обычай есть лежа, стимулировал развитие новых разновидностей кушеток с поднятым изголовьем и скамеечкой.
Этрускам, предшественникам римлян, принадлежит честь первого применения для изготовления мебели бронзового литья и штампованной фурнитуры. Они же изобрели плетеную мебель.
Наследники этрусков римляне, как и греки, любили лежачий образ жизни и вообще всяческий комфорт, поэтому искусство удобного горизонтального расположения дошло у них до появления кроватей с мягкой обивкой и низких столиков, вокруг которых ставились три ложа (прообраз современных “наборов мягкой мебели”), на которых хозяин принимал гостей.
Имперский дух требовал роскоши и помпезности. Массивные, богато украшенные столы-картибулы с мраморными боковинами, которые ставились в атрии (прихожей), символизировали домашний очаг. Эта форма стола впоследствии широко использовалась в эпоху итальянского ренессанса. Мебель для сиденья похожа на греческую. Особенно распространёнными были складной курульный (парадный) стул и удобная, хотя и громоздкая кафедра – кресло для знати, созданное на основе греческого клисмоса. Вещи хранились в сундуках. Наиболее солидный из них назывался “арка”. Он был полностью обит железом, никогда не передвигался и служил для хранения особо ценных вещей .
Стремление к роскоши привело к использованию дорогих материалов (золота, серебра, слоновой кости, панциря черепахи). Иногда мебель полностью высекалась из мрамора или отливалась из бронзы. Не открыв ничего кардинально нового в искусстве, римляне, тем не менее, обладали хорошо развитым вкусом, и именно в Древнем Риме мы, впервые в истории, сталкиваемся с осознанной стилизацией.

В V веке копыта армий варваров похоронили под собой не только Римскую империю, но и многочисленные достижения античной культуры. О мебельном искусстве становится возможным говорить только начиная с века девятого, в муках родившего первый средневековый стиль, по преемственности названный романским. Впрочем, по сравнению с римской мебелью это был скорее шаг назад. Время постоянных войн определило основные черты данного стиля – прочные, тяжёлые, статичные формы, гарантирующие надёжность и грубую практичность. Богатые сеньоры всех рангов – от короля до барона строили в своих владениях замки, каменные дома-крепости, служившие в равной степени для жилья и для обороны от врага. Жизнь в те времена была опасной, а потому требовала мобильности и неотягощенности бытом, поэтому внутреннее убранство дома было скудным. От земляного и каменного пола, от глинобитных или булыжных стен домов и замков постоянно тянуло сыростью и холодом. Дабы сберечь тепло – стены затягивали гобеленами и коврами, а пол устилали соломой. Кровати в спальнях устраивались очень широкими, и хозяева часто спали на них вместе с гостями, согревая друг друга. Балдахины – опять-таки не роскошь, а необходимая защита от сквозняков и клопов, сыпящихся с потолка.
Самой универсальной и практичной мебелью средневековья был сундук. Он мог одновременно служить и кроватью, и скамьёй, и дорожным чемоданом. Форма сундуков берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится всё разнообразнее. Вскоре появляются высокие сундуки с короткими ножками и дверками, по сути дела, предтечи шкафов. Шкаф, в принципе, и является перевёрнутым на бок сундуком.
Народ сидел на сундуках и лавках, а на стульях восседали феодалы. Чем выше был стул и его спинка, тем более знатным был владелец. Часто стул имел специальную поставку для ног, чтобы сеньор не морозил ноги, ставя их на холодные плиты замка. Обивки на стульях не было, зато они покрывались толстым слоем краски, скрывающей дефекты соединений. Позднее к этому добавилась резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура. Грубая и тяжелая, мебель романского периода не нуждалась в более богатом украшении – постоянные войны и грабежи средневековья не способствовали благоустройству жизни.

Конец света, ожидаемый в 1000 году, так и не состоялся, и мрачные оборонные романские постройки сменились экспрессивными, ажурными, рвущимися ввысь формами готики.
Мебель традиционно последовала за своей "старшей сестрой" – архитектурой. Она украшается архитектурными членениями: стрелами, башенками, поперечными ребристыми элементами, изображениями фигур, порой воспроизводятся даже амбразуры.
В начале 14 века появляются лесопильни. Теперь не надо сбивать тяжеловесную мебель из толстых брусков. Тонкие и лёгкие доски позволяют конструировать новые формы во всём их разнообразии.
Кровати в готический период продолжают украшаться балдахинами, либо встраиваются прямо в стену для защиты от холода. Мебель для сиденья всё ещё стоит у стен – это традиционными скамьи, либо сундуки. Представительные кресла остаются всё такими же неудобными. Гладкое дощатое сиденье имеет форму сундука. Оно довольно жёстко, не позволяет отвести ноги назад, а прямая резная спинка тоже комфорта не добавляла. Впрочем, были и некоторые достоинства "сиденья-ящика": поставленный возле кровати он с успехом заменял домашний клозет.


Материал предоставлен мебельным салоном "Галерея Ксилема"