05.12.2007

Искусство повседневной жизни. Часть II

Ренессанс – время отказа от средневековой аскезы и торжества жизни и красоты. Период Возрождения начинается в Италии уже в XIV веке - самом экономически развитом на то время регионе Европы, где в торговых самоуправляющихся городах-государствах бурно развивается ремесленное производство. На этот период пришлись и Великие географические открытия, существенно расширившие представления о мире. Все вместе способствовало рождению нового художественного вкуса и переосмыслению эстетических идеалов античного наследия - его гармонию и соразмерность. В противопоставление устремлённым ввысь линиям готики, архитектуре и, вслед за ней мебели возвращаются спокойные горизонтали.
Мебель Ренессанса, своего рода, архитектурное сооружение с фризами, колоннами, карнизами, фронтонами, балясинами – этакие палаццо в миниатюре. Мастера стремятся обыграть естественный цвет и текстуру древесины. Изобретение станка для производства фанеры позволило широко использовать изобретенную еще египтянами интарсию - плоскостной деревянный орнамент.
Италии по праву принадлежит целый ряд как технических, так и сугубо художественных новаций в мебельном деле. Здесь впервые распространяется предварительное проектирование предметов: прежде чем воплотиться в материале, они зарождаются на бумаге. Вот они, зачатки дизайна.
Общая стилистика – брутальная, подчеркнуто массивная, уходящая традицией в римскую античную обстановку. Знаменитые итальянские кессоне, массивные, с тяжелым цоколем и карнизами, как правило, украшаются резьбой, инкрустацией, а также росписями величайших художников итальянского Возрождения. В Италии появился и особый вид мебели – кассапанка (или сундук-скамья). Новыми типами мебели выступают секретер и посудный шкаф – креденца. К периоду Возрождения стоит отнести и знаменитую конструкцию того времени – стул “Строцци”, состоящий из доски, служащей сиденьем, высокой дощатой спинки и трех наклонных ножек. Еще один тип мебели того времени – обычный стул на четырех ножках, послуживший прототипом кресла с сиденьем и спинкой, обитыми кожей или тканью. Появление такого кресла можно считать началом производства мягкой мебели.

Если для начала периода Возрождения были характерны яркая роспись и позолота, то со временем на первый план вышли орнаментальное оформление и техника инкрустации. Уже в XVI веке господствует резьба по дереву, рельеф и сочная фактура которой предвещали наступление эпохи барокко. Мебельное искусство имело ярко выраженные местные особенности. Наиболее оригинальными и разнообразными считались мебельные формы, произведенные в Венеции и прилегающих к ней северных итальянских областях. Они складывались под воздействием особенностей архитектуры города на воде; кроме того, сильное влияние оказали и развитые торговые связи со странами Востока. Именно благодаря этим формам венецианская мебель приобрела ни с чем не сравнимое декоративное великолепие. Крупным центром мебельного производства была и Болонья. Она стала местом возникновения направления мебельного искусства с характерными выдержанными пропорциями, динамичными формами и эффектными профилями, черты которого наиболее явно проявились уже в XVII веке. А в мебельных мастерских Ломбардии изготавливались инкрустированные костяными пластинками предметы обстановки, в которых просматривалось довольно сильное влияние венецианских образцов.

Барокко – слово итальянское и в переводе означает "причудливый". Так назвали стиль его поздние противники – классицисты XVIII века, которым формы барокко напоминали странную вычурную раковину – результат игры "неразумной природы". Плавные геометрические линии Ренессанса сменяются динамичными овалами, спиралями и другими сложными и запутанными очертаниями. Спокойная гладь поверхности предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются. Однако искривить трудно поддающуюся изгибу древесину не так уж просто. Так по необходимости возникает новый приём отделки мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых поверхностей склеивали кусочки фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком.

В Венеции мебель покрывают яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. Ломбардия славится виртуозной резьбой, а Эмилья-Романья – интарсией, когда деревянный массив покрывается великолепной инкрустацией из шпона драгоценных пород дерева. Сидение обивается дорогими декоративными тканями – глазетом, гобеленом и украшается бахромой. В практику мебельщиков войдет гнутая ножка – характерная новинка барокко.
В эту же эпоху впервые появляются так называемые "гарнитуры", состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом предметов обстановки. Сундуки уступили место комодам с выдвижными ящиками и бюро. Другое изобретение эпохи – столик-консоль, столешница которого опирается на аллегорические фигуры и часто сделана из мрамора, украшенного мозаикой или росписью.

В первой половине XVIII в. умами сибаритов завладевает новый стиль. "Изящный" – ключевое слово данной эпохи. Хотя этот стиль называют "стилем Людовика XV", вдохновителем рококо стал итальянец Месонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые ассиметричные формы, в частности – мотив капризно изогнутой раковины (rocaile - откуда и франц. rococo). Впервые интерьер – единое целое, – гармоничное сочетание декора стен, пола, потолка и мебели. Полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Детали растворяются, и мебель кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Если барокко – вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то рококо – лишь изысканность, тонкость вкуса, изящество… Ассиметричные композиции, небольшие интимные будуары, нежные па цвета. Мебель как будто привстает на цыпочки. Уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма….
Капризы великосветских жеманниц задают основной тон: изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто женские предметы мебели – туалет, маленькие тумбочки, секретер, который, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета. Становится разнообразней мягкая мебель: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). Обстановка отныне не только репрезентативна, но и комфортна.

С середины XVIII века в моду вновь входит античность, а la greque с ее строгой гармонией и лаконичностью: линии выпрямляются, декорирование сводится к минимуму, на первый план выступает конструктивный принцип - величественность и строгость, симметрия и равновесие частей. Мастера больше не стремятся подчеркнуть дороговизну мебели, а, напротив, стараются сделать так, чтобы она смотрелась скромнее. Зато активно используются зеркала. Их становится даже слишком много. Зеркала устанавливают между ножками мебели, на потолке, между окнами – этим придается некоторая иллюзорность. Чтобы защитить интерьер от вторжения реальности, окно либо занавешивали, либо, совсем отказывались от "дурной манеры сверлить стены". Стены покрывали так называемые панорамные обои, изображавшие фантастические виды леса или долины с руинами. Зато своеобразные "окна" появились на вещах: блюдах, вазах, кофейниках, табакерках. Вместо привычных орнаментов и цветов теперь их украшают городские и сельские пейзажи, заключённые в рамку. Как древнегреческий стиль, воспринятый римской империей, становится пышным и помпезным, так и классицизм, повторяя путь античного искусства, увядает в блеске и роскоши. Римская империя стала не прост идеало красоты, но и программй к дейтвию. Если до этого антчные моивы органично использовлись, т теперь им прямо подражают. Ампир становится первым стилем, официально насаждаемым "сверху". Египетский поход Наполеона повлиял на деко ампира сообщив ему, помимо егпетскихмотивов, еще и военные  изобраение сфинксов, пирамид,оружия,факелов, лавровых венков.

Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию – холодный расчёт. Мебель с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, мебель была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы служили, прежде всего, репрезентации и напоминали собой экспонаты выставки. Символом стиля ампир стало красное дерево – красивая экзотическая древесина, которой покрывали все предметы мебели высшего класса.

Строго говоря, перечень исторических стилей на этом и закончен. В XIX веке возникает множество "обновлённых" старых стилей с приставкой "нео", и только ХХ столетие дает новую эстетику модерна, ар-деко, минимализма и хайтека. А затем вновь начинается стилевая вакханалия.

Сегодня существует тенденция смешивать в интерьере разные стили, эпохи и материалы. В этом итальянцы преуспели как никто другой, обладая удивительной способностью успевать и лидировать во всех областях и, что не менее важно, новых направлениях мебельного производства. Ведь Италия, по сути, не позиционирует себя в качестве законодательницы какого бы то ни было определенного направления. Она выступает своего рода провозвестником общего Большого Стиля, создтелем продукции самого ысокогоуровня, который мы сегоня и имнуем итальянским дизайнм. Витальянском проявлении современность выражается в отсутствии излишней декоративности, акценте на высокое качество материала и утонченный дизайн, позволяющий создать в интерьере атмосферу столь характерной для сегодняшнего дня свободы и незагроможденности пространства.

Впрочем, классическая мебель и предметы интерьера в более традиционном исполнении также хорошо востребованы. Здесь итальянцы снова впереди. Иначе и быть не могло, богатейшая художественная история этой страны от античной древности, эпохи Возрождения до стремительного взлета дизайна в наши дни позволяет итальянским проектировщикам и дизайнерам выпускать настоящие произведения искусства.


Материал предоставлен мебельным салоном "Галерея Ксилема"