05.02.2007

Правда о проекторах и экранах

Настенное крепление проектора
Настенное крепление проектора
Моторизованный потолочный лифт для проектора
Моторизованный потолочный лифт для проектора
Лампа проектора
Лампа проектора
Увеличенное изображение микрозеркал DLP матрицы
Увеличенное изображение микрозеркал DLP матрицы
DLP проектор InFocus, дизайнерский подход
DLP проектор InFocus, дизайнерский подход
Схема DLP проектора с цветовым колесом
Схема DLP проектора с цветовым колесом
Острие швейной иглы на фоне микрозеркал DLP матрицы
Острие швейной иглы на фоне микрозеркал DLP матрицы
Глаз попугая. Слева - проектор LCD, справа - проектор DLP
Глаз попугая. Слева - проектор LCD, справа - проектор DLP
СRT проектор Sony, масса 82 кг
СRT проектор Sony, масса 82 кг
Исторической родиной киноиндустрии принято считать США. Именно в этой стране c 50-х годов прошлого века кинокомпании совместно с прокатчиками стали задумываться о восприятии зрителя киноматериала. Форматы киноматериала часто менялись: в 1953 г. всем известная киностудия XX Century Fox предложила стандарт картинки 2.39:1 (соотношение длины картинки к ее высоте). Это было революционное предложение, т.к. до этого момента соотношение экранов в кинотеатрах было 1.33:1, другими словами XX Century Fox расширило горизонтальное поле картинки почти в 2 раза! Расчеты кинокомпании оправдались: в короткое время новый киноформат стал популярным.

Поскольку сектор с изображением стал очень большим, психологическое воздействие фильма стало необычайно сильным - зрители стали чувствовать себя участниками действия на экране.

Многие факты подтверждаются человеческой анатомией: человеческое зрение в бинокулярном режиме способно охватить область от 120 до 180 градусов. Поэтому при широкоэкранном режиме большинство связей между глазами и мозгом формируются из фильма и зритель максимально вовлекается в фильм. Что же касается восприятия программ на экране обычного телевизора, то оно скорее является объектно - информационным.

Типы проекторов

История первых "домашних" проекторов берет начало в начале 80-х. Впечатляющих размеров и массы электронно-оптические устройства появились на потребительском рынке США. Стоимость нередко зашкаливала за 100.000 USD. Лидерство в производстве CPT проекторов (именно так называлась первая технология, основанная на сведении трех RGB кинескопных излучателей) прочно захватила Sony.
В настоящее время эти проекторы уже в истории, правда, иногда их еще можно встретить в салонах стареньких самолетов ИЛ-86.

На огромных CRT проекторах поставили крест относительно небольшие проекторы на основе LCD технологии. Изображение в них формировал свет от мощной лампы, просвеченный через Жидкокристаллическую Матрицу, т.е. по сути, устройство напоминает детский калейдоскоп, где вместо разноцветных стекляшек маленький жидкокристаллический телевизор.

Хотя LCD проекторы уже потихоньку уходят со сцены, общий принцип современных проекторов пока остается неизменным: изображение формирует световой поток от мощной лампы.

Наиболее популярными на сегодняшний день являются проекторы на основе технологии DLP (Digital Light Processing). Суть технологии в том, что отражение идет от тысячи миниатюрных зеркал и окрашивается в необходимый цвет через вращающееся колесо с красным, синим и зеленым сегментами, а не на просвет, как в LCD технологии. Каждое микрозеркало наклоняется процессором на угол до 12 градусов в любом направлении, степень наклона зеркала определяет до 1024 градаций (оттенков) цвета, от белого до черного. Именно присутствие черного, а также высокая контрастность помогла DLP проекторам одержать победу над проекторами LCD.
Сегодня DLP проекторы на пике своей популярности, поэтому цены на них стали достаточно демократичные: вполне нормальный DLP проектор уже можно приобрести за 2.300 USD.

Прогресс проекционного оборудования не стоит на месте, появляются новые технологии, подчас даже революционные. Фаворитами будущего считают технологии D-ILA от компании JVC и SXRD (Silicon X-tal Reflective Display) от Sony. Технологии обеспечивают потрясающее разрешение картинки до 4096x2160 пикселей(!). Это превосходит требования нового стандарта вещания High Definition.
Надо признать, что "новотехнологичные" проекторы весьма дороги, стартовая цена пока начинается с 12.000 USD.

Плюсы и минусы современных технологий

Проекторы LCD
"+" невысокая цена, мощный световой поток
"-" низкая контрастность, отсутствие черного цвета, постепенная деградация цветности

Проекторы DLP
"+" высокая контрастность, присутствие черного цвета
"-" эффект радуги на краях контрастных объектов

На что обратить внимание при выборе проектора

Предназначение
Это, пожалуй, самое главное при выборе проектора. Удостовериться, что выбранная модель проектора именно для домашнего видео, а не для офисных презентаций. Последние не подходят для домашнего кинотеатра из-за серьезных конструктивных отличий.

Технология
Если вы идете в ногу с прогрессом, то наверняка выберете технологию DLP (см. выше). В этом случае надо обратить внимание на скорость вращения цветового колеса, оно обозначается как х2, х4, х5. Например, скорость х4 означает скорость 14400 оборотов в минуту. Чем больше значение, тем быстрее вращается цветовое колесо, и смена цветов на экране менее заметна для глаза.

Срок службы лампы
Выше мы отметили, что все современные технологии проецирования используют для создания изображения свет от мощной лампы. Конструктивно и функционально она далека от обычной лампочки накаливания. Так же значительно отличается ее цена. Поэтому необходимо обращать внимание на срок службы лампы, причем не в экономичном режиме (как пытаются представить производители), а в нормальном. Как правило, срок службы составляет 2000-3000 часов. Это немало, но нужно быть готовым к замене лампы стоимостью от 300 до 800 USD.

Шум
Любой проектор шумит, это факт. Шум издает вентилятор охлаждения лампы. Это очень важный критерий, так как мало кто захочет портить ощущения от просмотра фильма монотонным гулом над головой. Нормальным считается уровень шума проектора до 32 Дб.

Разрешение (количество точек изображения)
На пороге новый стандарт вещания High Definition - с начала 2007 года начнется массовая замена привычного DVD на новый стандарт Blue Ray с удвоенным количеством строк. В свете этих трансформаций обязательно нужно выбрать проектор, готовый работать с сигналом высокой четкости (HD Ready).

Типы экранов

Ошибочно полагать, что экраны играют незначительную роль в домашних кинотеатрах и кинозалах на основе проектора. Правильный подбор проекционной системы основан на полном соответствии параметров проектора и экрана. Это должен быть на 100% тандем.

Экраны представляют собой сэндвич из основы (хлопок, полиэстер, стекловолокно, винил и др.) и нанесенного высокотехнологичного покрытия, которое, как правило, является ноу-хау фирм-производителей экранов. Это покрытие может быть диффузным, т.е. равномерно рассеивать свет от проектора по всей плоскости экрана, а может быть зеркальным, т.е. отражать свет в пределах определенной области - для этого в покрытие добавляют стеклянные микролинзы.

Для домашнего видео экраны подразделяются на экраны прямой и обратной проекции. В первом случае проектор и зритель находятся по одну сторону экрана, во втором случае – по разные стороны.

Помимо этого можно встретить экраны с перфорацией (множеством отверстий), это, так называемые, акустически прозрачные. Они выручают в тех случаях, когда акустические системы можно расположить только позади экрана.

Есть и экзотические экраны. С конвейера канадской фабрики Goo Systems экраны сходят в обычной пластиковой банке, как обычная краска, а потом просто наносятся в нужном месте обычной кисточкой.

На что обратить внимание при выборе экрана

Привод
Экран может опускаться и подниматься вручную, а может иметь электрический привод. Некоторые экраны с электроприводом могут интегрироваться в систему умного дома, опускаясь одновременно с закрытием штор и началом работы проектора. Разница между экраном с ручным и механическим приводом составляет около 500-600 USD.

Коэффициент усиления
Каждый экран имеет такую характеристику. Эта единица обозначает количество отражаемого света относительно падающего. Например, коэффициент 1.25 говорит о том, что экран усиливает отраженный свет проектора на 25%. Обычно коэффициенты усиления экранов для домашнего видео находятся в пределах от 0.9 до 1.3. Но встречаются и коэффициенты 3.2!
Коэффициентом усиления можно скорректировать недостаточную светосилу проектора, боковые засветки, рефлексии. Но зачастую за это приходится платить цену: при высоких значениях коэффициента усиления заметен дисбаланс отражений красного, зеленого и синего цвета, и, самое главное, заметно сужается угол комфортного просмотра.

Угол просмотра
При использовании экранов с коэффициентом усиления выше 1.0 необходимо обращать внимание на зону комфортного просмотра. Она заметно уменьшается. Зависимость угла просмотра от коэффициента усиления не всегда прямо пропорциональная, но в экранах отдельных производителей она может сузиться до 25 градусов. Иными словами, не все зрители на диване смогут одинаково ярко воспринимать картинку.

Установка

В 9-ти случаях из 10 проектор устанавливают на потолок, для этого существуют специальные потолочные кронштейны. Когда дизайн помещения категоричен и не подразумевает постоянного присутствия проектора на потолке, применяют электромеханические лифты.
Если нет возможности установить проектор строго напротив экрана, то нужно выбрать модель проектора с коррекцией трапецеидальных искажений.

При проектировании домашнего кинотеатра необходимо учесть все возможные преграды между экраном и проектором, например, люстры, балки и т.д.

Помещение с проектором должно быть максимально затемнено плотными шторами, также рекомендуются темные тона для пола, стен, мебели для отсутствия рефлексий на экран.

Ошибки

Основная ошибка - приобретение проектора для офисно-презентационного использования. К сожалению, многие фирмы (чаще компьютерной направленности), вводят в заблуждение непосвященного потребителя, рекомендуя неподходящий проектор, мотивируя низкой ценой. В итоге потребитель получает плоское и выбеленное изображение, к тому же в офисно-презентационных проекторах стоит очень слабый видеопроцессор, не способный без искажений воспроизводить динамичные сцены.

Вторая ошибка: экономия на экране. Экран должен соответствовать светосиле проектора и условиям освещенности помещения. Белые обои и китайский промышленный винил не подойдут.

Третья ошибка: отсутствие расчетов. Расчеты таких параметров как: проекционное расстояние, светосила проектора, коэффициент усиления экрана и уровень переотраженного света должны обеспечить изображение не хуже стандартного уровня освещенности в 16 футламбертов.

Производители

Мировые лидеры производители проекторов для домашнего видео: бельгийский Barco, американский InFocus, японский Sharp.
Мировые лидеры производители экранов для домашнего видео: американский Stewart, голландский Projecta.


Материал предоставлен салоном красивой электроники "Арт Центр"