11.05.2007

Текстиль. Исторические интерьерные стили. Часть 2

Ренессанс зарождается в Италии в XIV веке. На базе античного наследия начинается невиданный расцвет искусств. Во дворцах Флоренции и Венеции создаются богатые, блестящие великолепием интерьеры. Они поражают монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Каждый предмет выглядит гордо и значительно. Оконные и дверные проемы декорируются дорогими драпировками, гостиные и спальни обставляются дорогой мебелью. Кровати приобретают особое значение: гостей принимают возлежа на огромной кровати, которая имеет высокое изголовье, укрывается балдахином или занавесками и снабжается приступкой, без которой попасть внутрь затруднительно. Мебель украшается разнообразной и великолепной обивкой; ковры, шпалеры обретают большую утонченность. В декорировании особое место занимает бархат, плюш, шелк.

Барокко – в переводе с итальянского, означает раковину вычурной формы. Барочные формы легли в основу стиля Людовика IV. Отличает барокко от ренессанса повышенная декоративность и беспокойный ритм кривых линий. Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Стены украшаются лепным узором, резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, занавешиваются гобеленами, пышно декорируются оконные проемы; наиболее богато убранным предметом обстановки остается кровать. Искусство обивки и драпировки достигает высочайшего уровня. Декоративная пышность, сложная форма драпировки со множеством ярких деталей, выполнена из самых дорогих тканей – бархата, шелка, штофа.

Регентство – период позднего барокко. Современникам регентство казалось паузой, междустильем. В это время появляются канапе, кушетки, шезлонги, кресла с приставными пуфами и пузатые комоды.

Рококо – искусство двора и аристократии. В период правления Людовика XV во второй четверти XVIII века во Франции развился культ уюта, изящества и изнеженности в обстановке. Появляются будуары, интимные кабинеты. Легкомысленный, по-театральному декоративный вкус эпохи диктуется капризами фавориток короля, на всем лежит печать доведенной до предела утонченности. Нежные пастельные тона – белое с голубым, зеленым, розовым и обязательно золото. Огромное количество зеркал, самые дорогие материалы: мрамор, шелк, гобелены, золото. Китайские мотивы оказали огромное влияние на стиль. Интерьеры украшались бумажными обоями и ширмами, украшенными расшитыми шелковыми тканями, привезенными из Китая.

Классицизм конца XVIII века оживил художественные традиции античности – простые, строгие формы, утонченность деталей. Простота и строгость форм компенсировалась изяществом линий и цветовых сочетаний. Рисунки и цвет обоев, занавесей и обивки мебели тщательно гармонировались. Покровительствовала стилю всесильная фаворитка короля – мадам Помпадур.

Стиль ампир получил свое название от французского "империя". Первый император Франции Наполеон окружал себя блеском и пышностью как некогда римские императоры. Стилевое единство ампира вытекало из строгого следования античным, главным образом древнеримским образцам мебели, оформлении стен, рисунке тканей на обивках, занавесей, пастельных покрывал, балдахинов – во всех элементах внутреннего убранства. Строгая симметрия, полная уравновешенность, стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд. Во всех компонентах интерьера – затянутых драпировками стен спален, высоких балдахинах, вытканных золотом шелковых обивках мебели – во всем эффект парадного великолепия и театрального пафоса.

Бидермеер – стиль буржуазного искусства проявил себя в интерьере в первой трети XIX столетия. Хотя отдельные признаки и роднили стиль с ампиром, буржуа не принимали пафос ампира. Стиль становится уютным, романтичным, комфортабельным. Простота форм компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок. Используется ситец с цветочным рисунком или однотонный в полоску репс. Ведущую роль в интерьере при всём его пуританстве играли красиво задрапированные занавески, цветные скатерти, покрывала. Обивка, скатерти часто украшаются вышивками. Большая часть сложившихся в эту эпоху интерьеров актуальна и в наше время: практичность, целесообразность, скромность, техническое совершенство и легкое романтическое настроение.

Неорококо зародился в 1830-х годах. Стиль содержал элементы готики и рококо, был более декоративным по сравнению с пуританским бидермеером. В интерьере неорококо предпочтение отдается шелковым обоям, занавесям; двери и окна обрамляются тяжелыми, темными драпировками. Ткани в этот период играют в интерьере важную роль: мода на индийские ткани – цветастые узоры обивок. Из-за обилия драпировок в комнатах царил полумрак. Непременными атрибутами стиля были большие "кутаные" диваны, декоративные подушки, индийские покрывала, ковры. Бумажные обои, имитирующие шtлковые ткани, украшались цветочным орнаментом. Мебель обивалась тканями с натуралистическими цветами или темным однотонными репсом, бархатом. Из тех же тканей изготавливались портьеры.


Материал подготовила дизайнер-декоратор по текстилю в интерьере Елена Кузина, дизайн-ателье "Гармония Уюта".