14.05.2007

Текстиль. Исторические интерьерные стили. Часть 3

Эклектика, начиная с середины XIX века, создает искусственный симбиоз новых материалов и технологий с художественными формами прошлого. Появляются неоготика, неоренессанс, необарокко, второй ампир. Комнаты оформляются в различных стилях. В последствии стили совмещают и в одном помещении. Эклектизм - художественное направление, предполагающее любые сочетания любых форм прошлого, любых национальных традиций. Освобождение от античных традиций и стремление к экзотике. Эклектизм включил в себя эстетические богатства Азии, Африки, Латинской Америки, Океании. Это поиск красоты в богатых украшениях, деловая роскошь, равная значимость всех стилевых форм.

Модернизм – многообразное художественное движение, появляется начиная с 80-х годов XIX века до первых десятилетий. Смена стилей и художественных направлений происходит стремительно быстро. Внутри этого течения возникает модерн, экспрессионизм, неоэкспреонизм, символизм, кубизм, арт-деко, брутализм.

Модерн предпочитает ремесло и рукотворность, обращен к природе, широко используя растительные мотивы, тонко играет с цветом и фактурой, придавая новый смысл привычным материалам. Внутреннее убранство покрывается причудливой, капризно извивающейся линией, названной "ударом бича". Потолки декорируются гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоре стульев, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом. Особенно импонирует модерну пластика ткани. Мягкие складки, перетекания драпировок, полутона и нежные пастельные цветовые сочетания позволяют дизайнеру создавать восхитительные шторные ансамбли. Позволяют использовать самую смелую и необычную линию жесткого ламбрекена, сложные переплетения перекидов. Источники стиля были в открытой в то время крито-микенской культуре, прикладном искусстве и неповторимой по тонкости графики Японии. Это самое глубокое влияние дальневосточного искусства на европейское. Цветовая гамма: перламутрово-белое, серебряное, серое, бледно-голубое, зелёно-голубое, лиловое, золотое, рыжее. Цвета создают ощущение пребывания в подводном царстве. Модерну присущи птичьи и звериные символы, мотивы лесных духов, русалок, распущенных женских волос в воде и т. д.

Экспрессионизм вводит новые ритмы, интенсивные цвета, взвинченную эмоциональность. Это какофония красок, гротеск поз и жестов, стремление вырваться из постной бюргерской жизни создало миф о плодотворности жизненного хаоса, в который надо иметь мужество погрузиться. Безудержная экспрессия, принципиальная хаотичность, жесткие, контрастные цветовые сочетания, например, красный и черный и страх пред миром.

Кубизм пытается найти чистые формы. Сложность и многообразие жизни сводилась к элементарным геометрическим и тригонометрическим формам. Конструкция из кубиков, цилиндров, пирамид, шаров создает "иную реальность". Кубизм становится переломным моментом в мировом искусстве. Принцип абстракции получил свои чистые выражения, не имеющих прецедентов со времен древневосточного (арабески) и раннегреческого искусства. Это возвращение к дикарству, так из геометрических объемов состоят африканские маски и статуэтки.

Конструктивизм появился на заре научно-технической революции и идеализировал идеи техницизма и индустриализации. Эстетика конструктивизма утилитарна, лаконична, с отказом от лирических эмоций. Конструктивизм не признает нефункционирующую декоративность, провозглашая производство целесообразных вещей. "Природа нерациональна, нужна вторая природа из стали, бетона, стекла". Функциональность в декоре окна привела к увлечению жалюзи и минимуме ткани в интерьере. Конструктивизм утвердил красоту рационального и рационализм красоты.

Авангардизм – это агрессивное воздействие на публику – шок скандал, эпатаж. Художественное течение имеет ряд направлений – футуризм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт. Интерьерные стили мало реализованы – так как авангард – это конфликт со вкусами общества. Отражение авангарда – интерьеры некоторых ночных клубов и квартир – панк искусство.

Дадаизм (одно из направлений авангардизма) – программный антиэстетизм.

Поп-арт – это противопоставление абстракционизму реальных, материальных вещей. Придание предметам массового потребления художественных качеств. Термин появился в 60-е годы XX века. Европа восстановилась после войны, и вещевой мир требовал эстетизации. Продукции массового потребления, сугубо утилитарной, не хватало декоративности, романтизма. Вновь в интерьер возвращаются яркие ткани, красиво задрапированные занавеси, цветные скатерти, покрывала и подушечки.

Бау-Хаус – это попытка создать новый взгляд на интерьер для нового социального класса работающей интеллигенции. Плановая застройка, типовые квартиры, серийная мебель на металлических гнутых ножках – все это в противовес буржуазной помпезности утрированно функционально. Ткани перестают быть декоративным украшением и превращаются в утилитарно удобную вещь интерьера. Эта тенденция промышленно утилитарного городского жилья массовой застройки продержалась до Второй мировой войны.

Минимализм. Одними из отправных элементов нового стиля явились идеи минимализма японской архитектуры. Минималистические тенденции, тяготеющие к абсолютной чистоте формы и пространства, проповедуют понятия: польза, прочность, красота. Они отметают все не являющееся необходимым и функциональным в среде обитания и тем определяют свою привлекательность для архитекторов и дизайнеров этого направления. В интерьере почти нет ткани. Это белые или очень светлые стены, светлая мебель и максимально много пространства в интерьере.

Хай-тек существует совершенно обособленно, живет по своим законам. Основной упор делается на высокую технологичность применяемых материалов и сродни виртуальной архитектуре. Интерьеры несколько "обесчеловечены", во главу угла поставлены высшие технологии, что существенно влияет на психологию восприятия такого интерьера.

Фьюжн – новый взгляд на цвет в интерьере. В противовес минимализму, продержавшемуся на пике популярности последнее десятилетие, стены подчеркнуто яркие, мебель нетрадиционных форм и расцветок, ткани ярких цветов с использованием удивительных сочетаний фактур, например, органза с металлом и мехом и большим количеством фотографических эффектов. Так после строгого ампира Европа вновь вернулась к ярким интерьерам с дикарскими акцентами.

Этнический стиль – это возвращение к арабским, индейским, индийским, бушменским, африканским и т.д. традиционно национальным элементам в интерьере. Стиль ярко эклектичен. Циновки, скульптуры, ковры, шкуры, чучела животных – предметы культа, утратившие свою функциональность, становятся декоративными украшениями, деталями интерьера.

Деконструктивизм. Стиль навеян разработками архитекторов – конструктивистов 20-х годов. Интерьер представляет собой отображение виртуального мира в компьютерной сети с его бесконечными пространствами, контрастными цветами, сложнейшими перепадами высот, взаимопроникновением объемов и применением в качестве и назначении, идущим в разрез с традиционными взглядами. Свобода и раскрепощенность в этом интерьере поистине безграничны. Интерьеру свойственна асимметрия, четко обозначенные цветовые решения, зависящие только от чувства внутреннего стилевого равновесия.


Новая эстетика интерьера открывает неограниченные возможности использования цвета, материалов в их комбинациях. Зная больше о стилях, быть может вы создадите гениальную композицию вашего дома, основанную на знаниях и идеях прошлого опыта дизайнеров и архитекторов.

НАЧНЕМ ЖИТЬ ПО-НОВОМУ…


Материал подготовила дизайнер-декоратор по текстилю в интерьере Елена Кузина, дизайн-ателье "Гармония Уюта".